Сады переносные мобильные – небольшие участки, оформленные переносными контейнерами, вазами из керамики и бетона различной величины с высаженными в них растениями.
Сажалка (устар.) – небольшой пруд для разведения рыбы (в саду, хозяйственной зоне усадьбы).
Саженец – молодое растение, выращенное в питомнике или пересаженное из питомника на объект озеленения.
Саман - высушенный на воздухе кирпич, приготовленный из смеси глины, песка и соломы.
Самосев – молодое поколение деревьев и кустарников (в возрасте до 3-5 лет), образовавшееся из семян естественным путем.
Санитарно-защитная зона – специальная территория, отделяющая промышленное предприятие (или группу) от селитебной зоны, включающая специально созданную систему защитных насаждений в сочетании с открытыми участками, питомниками, хозяйственными постройками. Предназначается для защиты населения жилых районов от неблагоприятных воздействий промышленности (выбросов газа, пыли, дыма, а также шума, вибрации).
Световой фонарь – остекленный проем в перекрытиях здания для освещения естественным верхним светом внутреннего помещения. Иногда устраивается над зимним садом.
Светолюбивые растения – растения, по своим биологическим свойствам требующие открытых солнцу условий обитания (полупустыни, пустыни, степи).
DIV src="/slovar/s_3.jpg">
Светотень – соотношение света и тени на предметах, выявляющее их форму и воздействующее на восприятие пейзажа в целом. Необходимые соотношения между светом и тенью достигаются соответствующим расположением древесных и кустарниковых групп, отдельных деревьев, лужаек, водоемов, зданий. Водные пространства, поляны, цветники образуют светлые пятна, деревья (напр., ель, пихта) - способствуют созданию темных пятен.
Свободная планировка – прием планировки садов и парков; характеризуется нерегулярным размещением насаждений и сооружений в пространстве с максимальным использованием рельефа местности, водоемов, растительности. Может включать отдельные элементы регулярных композиций.
Свободные пространства – открытые, незастроенные участки города, района, микрорайона, на которых предусматриваются объекты озеленения различного назначения.
Сезонная смена аспектов – изменение внешнего облика и состояния насаждений в течении сезона, например, расцветки листьев от начала их распускания до осеннего листопада.
Секатор – садовые ножницы для срезания веток, выравнивания кроны при ее формовке.
Сёкка – стиль школы Икенобо, возникший в ХІІ-ХІІІ вв. и отличающийся от стиля Рикка большей простотой. При этом сохраняются три основные линии, символизирующие человека, землю и вселенную.
Секретный или «тайный» сад – уединенная, зрительно изолированная от посторонних взглядов часть парка или большого сада, предназначенная для тихого отдыха, размышлений, свободного общения со «своей» природой. Часто ограждается стенами, плотно посаженными кустарниками, украшается цветниками, небольшими водоемами, беседкой.
Селекция – теория и практика выведения новых и улучшения, путем отбора, существующих сортов декоративных растений. Включает подбор исходного материала на основе изучения процессов изменчивости и наследственности, выведения новых форм и сортов декоративных растений.
Селитебная территория – часть планировочной структуры города, включающая жилые районы и микрорайоны, общественно-торговые центры, улицы, проезды, магистрали, объекты озеленения – сады, парки, скверы, бульвары, территории микрорайонов и жилых групп.
Семантика (гр. semantikos – обозначающий) – смысловая сторона «языка» художественного произведения, в .ч. в садово-парковом искусстве, особенно в 18-19 вв. (напр., сложная семантическая структура фонтанного комплекса Самсон в Петергофе выражает триумф победоносного завершения войны России и Швеции, выхода российского государства к морям).
Семейство – в ботанической классификации - группа родов, близких по происхождению.
Сентиментализм – возникшее в Англии и распространившееся затем (18, начало 19 вв.) в Европе течение в искусстве, идеализировавшее жизнь в деревни, сельский пейзаж. Отразилось в частности на характере парковых построек, подражавших таким сельским зданиям, как хижина, мельница, молочня, тогда же появились мостики из бревен и веток, павильоны в виде шалашей и т. п.
Серпантин (фр. serpent – змея) – извилистая трассировка дорог и троп на крутых склонах.
Сиделка (устар.) – садовое кресло для уединенного наблюдения природы в русских садах XVII в. Железные кованные кресла – «диваны», «троны» сохранялись в обиходе парков и в XVIII-XIX вв. Полуденная сиделка – скамья, кресло, защищенное листвой от полуденного солнца.
Силуэт – обобщенный контур, очертание отдельных экземпляров растений, групп, куртин на фоне неба, водной поверхности или городской застройки. Силуэт растений и архитектурных сооружений более четко выявляется в утренние и вечерние часы низкого стояния солнца.
Симбиоз (гр. symbiosis – сожительство) – совместное произрастание организмов различных видов, приносящее им общую пользу.
Символ – образ, иносказательно выражающий какую-либо отвлеченную идею или понятие. К символу прибегают при необходимости в скрытой форме обозначить некоторое широкое понятие. Напр., в садах барокко фонтаны выражали идею всевластия монарха. Позже, во второй половине XVIII в., смена регулярных шпалер на произвольно растущие группировки кустарников, деревьев означали торжество идеи свободы, победу над угнетением.
Симметрия – прием такого уравновешенного расположения элементов ансамбля в пространстве, при котором одна его половина является как бы зеркальным отражением другой, предполагает наличие центральной оси (в виде аллей, партера, канала и т.п.), которая обычно связывает пространство сада, парка с главным зданием. Особенно характерна для композиций с регулярно планировкой. В пейзажный парках используется чаще прием динамической симметрии, когда элементы ансамбля уравновешиваются без зеркального соответствия сторон.
Синкретизм (гр. synkretismas - соединение, объединение) – сочетание разнородных, противоречивых, несовместимых воззрений, также слитное нерасчлененное понимание процессов взаимодействия человека и природы. Характерно для экологической картины мира.
Синтез искусств – органически взаимосвязанное единство (скульптуры, живописи, архитектуры, садово-паркового, декоративно-прикладного искусства). В результате синтеза искусства создается идейно-художественный образ архитектурно-ландшафтного ансамбля.
Сиппо – металлический держатель в композициях Сёкка (см.).
Система дождевания (стационарная, подвижная) – комплекс трубопроводов с вращающимися дождевателями и насадками с калибровочными отверстиями, поливные шланги и др., служащие для равномерного распыления воды в процессе полива растений.
Система озеленения – взаимосвязанное размещение объектов озеленения в плане населенного пункта (города, поселка) и пригородной зоны, согласованное с общей планировочной структурой и элементами культурно-бытового обслуживания населения.
Систематика растений – классификация (вид, род, семейство и т.д.), группировка, всестороннее описание растений, выявление родственных отношений между ними, возможности их группировки в ландшафте, пространстве.
Ситуация – 1) совокупность изображений на карте или плане посредством условных обозначений: рельефа, водоемов, рек, лесов, населенных пунктов, путей сообщения и пр. особенностей местности; 2) условия местности (где расположен сад, парк).
Скальные растения – растения, растущие в трещинах скал, на стенах зданий и т.д. Широко используются дл создания каменистых групп, горок, рокариев. Примеры скальных растений: ясколка серебристая, флокс кустарниковый, колокольчик удивительный, виды толстянок и др.
Скамья – простейшее садово-парковое сооружение, парковая мебель, предназначенная для кратковременного удобного отдыха посетителей, устанавливается на аллеях, дорожках, площадях, на путях движения транспорта и в местах отдыха. Скамьи бывают: стационарные и переносные, делаются из дерева, металла, камня или комбинированные, со спинками и без спинок и т.д.
Скарификация газона – удаление остатков соломы, тщательное прочесывание газона граблями.
Сквер (позднелат. exquadro – придаю квадратную форму) – озелененный участок величиной 0,15-2 га; размещается обычно на площади, перекрестке улиц, либо на примыкающем к улице участке квартала. Планировка сквера включает дорожки, площадки, газоны, цветники, отдельные группы деревьев, кустарников, элементы художественного оформления в виде скульптуры, фонтана и т.п.
Сквозистость кроны – зрительная проницаемость кроны, определяется по густоте расположения ветвей и листьев кроны.
Скульптура – вид пространственного искусства, создающего объемное изображение, высеченное из камня, отлитое из бронзы и т.д. В парках и садах имеет не только декоративное, но часто и символическое значение, одухотворяющее пейзаж, придающее ему определенный идейно-художественный смысл. Некоторые виды скульптуры являются специфическими для парков, в том числе фонтанные комплексы, фигуры из стриженных растений и др.
Солеустойчивость – способность растения выносить определенное засоление почвы (рН выше 7). Является одним из признаков пустынных растений, растущих в аридных условиях.
Солитер – одиночное растение на открытом пространстве поляны (деревья, кустарники или крупные травянистые растения). Солитер выделяется своей величиной, архитектоникой декоративностью, привлекает особое внимание.
Солярий (лат. sola – солнце) – площадка для приема солнечных ванн, часто утраивается в парках, лесопарках, на открытых, хорошо инсолируемых местах, на крышах, открытых террасах, на южной стороне дома.
Сорт – совокупность растений одной культуры, сходных по своим, передаваемым по наследству признакам. Создается в результате селекции.
Софит – ряд ламп, размещенных вверху, внизу или по бокам освещенного объекта, напр., цветника, декоративной скульптуры на газоне.
Соцветие – совокупность цветков на побеге, собранных в виде кисти (черемуха, сирень), метелки (золотарник), корзинки (хризантемы, астры), зонтика (борщевик) и др.
Спецификация – перечень растений, или деталей оборудования, благоустройства территории (сада, двора и т.д.), помещается непосредственно на чертеже с планом объекта или обособленно в виде ведомости.
Средовой подход – одна из ведущих тенденций архитектуры и градостроительства, направленная на создание эстетически, экологически и функционально совершенной среды, когда новый объект органически «вписывается» в свое окружение. Учитывается динамика зрительного восприятия среды путем составлении визуального сценария, разработки целой серии ожидаемых впечатлений в ходе передвижения зрителя (по улице, площади, парку, анфиладе залов и т.д.).
Стадии проектирования – этапы проектирования объектов озеленения: рабочий проект, техно-рабочий проект, технический проект.
Стадион – разновидность спортивного парка, территория с развитым комплексом спортивных площадок, тренировочных полей, спортивных арен и др. Насаждения в общем балансе территории стадиона должны составлять не менее 50%.
Стайлинг – средство эстетизации внешнего вида изделия, объекта индустриального дизайна, при котором его эксплуатация, технические, функциональные свойства остаются, в основном, без изменения. В ландшафтном дизайне означает придание объекту нового коммерчески выгодного облика, большего соответствия требованиям господствующей моды.
Стаффаж (staff - персонал, штат) – незначительные детали, не несущие в себе основную идею художественного произведения (напр., в живописи – мелкие изображения людей и животных, в цветочной аранжировке – зелень, листья).
Стей-софт – не затвердевающая формовочная масса. Используют как крепеж в аранжировках из сухих или искусственных цветов.
Стела – (гр. stele – столб) – вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным изображением, обычно имеет мемориальное значение. В парках стела устанавливается в знак событий общественной значимости, в память отдельных лиц, иногда в качестве пограничной отметки у входа, какого-то природного рубежа.
Стенд – щит, стойка, на которых расположены для обозревания какие-либо экспонаты выставки, товары в витрине (напр., цветочного магазина).
Стенка декоративная – сооружение из камня, бетона, кирпича, может быть относительно легкой, ажурной, иметь различные очертания (прямоугольные, криволинейные). Используется для выделения участка, оформления и маскировки вспомогательных построек, защиты от ветра. Для отделки используются майолика, лепной рельеф, сграффито.
Стилизация – формальное подражание художественному направлению, стилю прошлого, в т.ч. в угоду моде. Проявляется в заимствовании внешних декоративно-изобразительных форм и методов, не соответствующих данной конкретной ситуации, в которой находится объект художественной композиции (включая его непосредственное окружение, материал, функцию, конструкцию, социально-исторический контекст и т.д.).
Стиль – в садово-парковом искусстве преобладающая в данный исторический период устойчивая совокупность композиционно-планировочных, строительно-агротехнических принципов и приемов. Стиль отражает эстетические идеалы общества, его художественные вкусы.
«Стихийный» дизайн – непрофессиональное и не отрефлексированное сознанием средосозидание, непрерывно происходящее на основе природных склонностей человека к обустройству места своего обитания при помощи смекалки и следования собственным представлениям о красоте и порядке.
Стланик – низкорослый, стелющийся по земле кустарник, например, можжевельник казацкий, виды дрока. В горах у верхнего предела деревья (дуб крупнопыльниковый, береза, бук, кедр) приобретают стелющуюся форму.
Стойкость материалов – способность материалов противостоять неблагоприятным воздействиям мороза, высоких температур, влаги, микроорганизмов, агрессивных химических веществ.
Столоны – тонкие ползучие побеги.
Строительные нормы и правила (СНиП) – свод основных и общеобязательных на территории РФ нормативны документов, применяемых в любом виде строительства, в т.ч. в парках, зонах отдыха, в жилых дворах и т.д. Для Украины это – ДБН – «Державні будівельні норми».
Структура – взаиморасположение и связь составных частей единого целого, строение. Планировочная структура – соотношение территорий, зон, коммуникаций разного типа в пределах определенного плана, проекта.
Субстрат – почва с добавками-удобрениями, необходимыми для развития растений.
Суглинок - почва с преимущественным содержанием глины и значительным количеством песка.
Суперграфика – художественный метод зрительного изменения реальной объемной или плоскостной конфигурации объекта (напр., здания, мебельного гарнитура, уличного мощения) путем нанесения крупных цветовых пятен (полос, клеток, упрощенных изображений каких-то предметов, растений, пейзажей и т.п.). Для размещения суперграфики чаще всего используются глухие торцы жилых домов, технические сооружения, монотонные бетонные ограды большой протяженности.
Супрематизм (лат. supremus – высший) – течение в изобразительном искусстве начала 20 в. характеризуется преобладанием комбинаций закрашенных геометрических плоских фигур и объемных форм (влияние супрематизма ощущается в рисунке и цветовых характеристиках цветочных партеров).
Суховершинность – начинающееся с верхушки отмирание ветвей, которое затем распространяется по направлению к стволу, вниз.
Сухой сад – ландшафтная композиция из камней – «островов» на фоне мелкой гальки или песка, изображающих морские просторы. Одна из разновидностей традиционного японского сада.
Сухостой – засохшие на корню растения, но невырубленные. Вместе с высохшими и оставленными на деревьях ветвями придают насаждению неприглядный вид. Убирается при весеннем и летнем уходе за объектами озеленения.
Схема – упрощенное изображение чего-либо в общих чертах, предварительный набросок, наметка плана, в котором тем не менее выражена суть художественного, планировочного решения, выделено главное.
Схема вертикальной планировки – чертеж, на котором показана высотная организация рельефа территории объекта по проектным отметкам, решающим задачу поверхностного стока дождевых и талых вод. Разрабатывается в стадии технического проекта.
Схема озеленения города (района) – чертеж, отражающий общий характер и принципы размещения озелененных территорий в плане в зависимости от функционального назначения.
Сценарий архитектурно-ландшафтный – план, подробно излагающий последовательность зрительных и иных впечатлений во время следования по основной (кольцевой, сквозной, с тупиковыми ответвлениями и др.) аллее, или маршруту парка, зоны отдыха, ботанического сада. В более широком смысле – программа развлечений, занятий, предусмотренных на определенном экскурсионном маршруте, в котором строго связываются время и место предстоящих событий.
Сюрреализм – «сверхреальное» направление в искусстве, зародившееся в 1919-1924 гг. и достигшее своего наивысшего расцвета 1930-1950 гг. Согласно теории сюрреализма искусство должно исходить из принципа интуитивизма, акт творчества имеет иррациональный, мистический характер, главное в нем – фантазия художника, а все случайное и бессознательное имеет самодовлеющее значение. Сюрреалисты провозглашают культ «свободных» ассоциаций, «соединения несоединимого». Представители сюрреализма в живописи: Д. Миро, А. Массон, И. Танги, М. Эрнст, С. Дали и др.