Сочетание объемов в ландшафтной архитектуре
Среди декоративных древесных растений имеются породы с самыми разнообразными формами крон. Каждой породе или виду присуща
своя форма кроны, рисунок сучьев, расположение листвы и густота облиствения, что определяет габитус кроны и декоративные
особенности растения.
Объем кроны может быть плотным или ажурным, геометрически правильным ли раскидистым. Применяя в группах и массивах те или
иные сочетания зеленых объемов, можно создавать разнообразные эффекты: живописные или однообразные, веселые или хмурые,
стремительные или спокойные.
Пирамидальная форма с вздымающимися ветвями (типа тополя Болле) рядом с сильно плакучей ивой вавилонской составит малосвязную
беспокойную группу, резко антогонистическую по форме своих частей. Подобное же впечатление слабой взаимной связности элементов
производят сочетания в группах строго регулярной кроны рядом с ажурной. Плакучая форма дерева рядом со статичной шаровидной формой
составит более гармоничную композицию, от которой будет веять спокойствием и лирикой (группа 12).
В архитектуре один предмет своим внешним видом не может производить должного впечатления без сравнения его с другими предметами.
Форму предмета мы хорошо воспринимает лишь при сопоставлении с другими подобными предметами. Сопоставляя эти предметы
на соответствующем расстоянии, можно остро ощутить самые тонкие нюансы цвета, формы, рисунка и степени освещенности.
Это положение в одинаковой мере относится и к древесным растениям. Так, например, одиноко стоящее дерево колонновидной формы
производит впечатление статически застывшего в пространстве предмета. Но если рядом с ним поставить дерево иной формы, например
с шаровидной кроной (группа 5), то колонновидная форма сразу приобретает характер стремительности вверх. Этому впечатлению способствует
поставленный рядом предмет. Сила этой стремительности будет ощущаться тем сильнее, чем контрастнее по форме и размерам будет
рядом предмет (группы 1, 9, 13).
Примеры сочетания двух объемов с кронами различного архитектурного строения:
1 - регулярной с раскидистой; 2 - двух регулярных - овальной с шаровидной;
3 - двух регулярных - пирамидальной с зонтичной; 4 - раскидистой с плакучей;
5 - шаровидная с коллоновидной; 6 - пирамидальная с раскидистой;
7 - пирамидальная с овальной; 8 - раскидистая с шаровидной;
9 - колонновидной с зонтичной; 10 - овальной с раскидистой;
11 - пирамидальной с овальной сидячей; 12 - плакучая с регулярной купольной;
13 - колонновидной с овальной; 14 - колонновидной с пирамидальной;
15 - пирамидальной с плакучей; 16 - двух регулярных - овальных.
В группе, составленной из деревьев одинаковой формы, будь-то колонновидные или шаровидные, положение статичности не нарушится,
какое бы количество растений мы рядом ни поставили, поскольку отсутствует предмет для сравнения. При помощи различных комбинаций
форм можно получить самую разнообразную и тонкую игру элементов пейзажа: спокойную или стремительную, резко контрастную
или гармоничную, беспокойную или торжественную.
Слишком резкие контрасты объемов могут не дать гармонии в группе. В резко контрастных сочетаниях каждая форма станет действовать
самостоятельно, без взаимосвязи, или даже мешать одна другой, и отдельные растения будут восприниматься как случайно поставленные
рядом чужие друг другу предметы. Только продуманные сочетания зеленых объемов создадут красивые гармоничные пейзажи, при созерцании
которых человек отдыхает.
Использованная литература:
1. Черкасов М.И. Композиция зеленых насаждений. - М.-Л.: Гослесбумиздат, 1954. – 282 с.
2. Черкасов М.И. Композиции зеленых насаждений. - 1960, 344 с.
3. Рубцов Л.И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. Справочник. – К.: «Наукова думка», 1977. – 272 с.
Иллюстрации созданы Миндер В.В.
Читать похожие статьи: