Главная  Услуги  Галерея   Статьи  Видео  Резюме  Контакты   Вопросы   Гостевая  Литература  Словарь  Выход | Вход
Ландшафт-М
своим садом можно гордиться!

 
 
  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Я
 
А
 
Аблактировка. Аборигенные виды. Абрис. Абстракционизм. Авеню
             
Аблактировка – прививка сближением деревьев и кустарников, сращивание веток без отделения их от стволов (для получения эффекта непрерывности в зеленой изгороди, иногда ради курьеза).

Аборигенные растения – растения природной флоры данной местности (не интродуцированные). Широко распространены в садах как растения, хорошо приспособленные к данным условиям. Примеры аборигенов нашей флоры: береза повислая, дуб пушистый, сон-трава, грушанка, ковыль.

Абразивы – вещества, обладающие высокой твердостью (алмаз, корунд, наждак, карбид кремния и др.). Абразивы используются для механической обработки (шлифования, полировки) поверхностей различных материалов. Абразивы имеют разную твердость, форму, размеры зерен и абразивную способность.

Абрис - 1) линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника; 2) план территории, сделанный от руки, с указанием на нем посадочных мест растений, расположения сооружений, дорог и т. п.
Абсолютный вес семян – вес 1000 шт. в воздушно-сухом состоянии (у конского каштана 6,5 кг; у березы – 0,17 г; у спиреи Вангутта – 0,06 г).

Абстракционизм – направление модернизма, мастера которого отказываются от изображения предметного мира и провозглашают «новую действительность» из линий и плоскостей, цветовых комбинаций и т.п. Они провозглашают отход от природы к «трансцендентальным» сущностям, символике (направленная горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикальная – активное, белое – символ рождения, красное – мужество и т.д.). Ведущие основатели: В. Кандинский, К.Малевич, П. Мондриан. Различают «живописный», «геометрический» и «импрессионистический» абстракционизм.

Авангард – передовое течение в искусстве (или считающее себя таковым).

Авеню – широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (иногда в виде бульвара). Термин используется во Франции, англоязычных и др. странах.

Автогамия - самоопыление и самооплодотворение у растений.
Автополив. Агломерат. Агора. Аграф. Ажурность
    
Автоматический полив, Автополив — система, предназначенная для орошения газона и зеленых посадок, обеспечивающая: равномерный полив; дозированный расход воды; настройку необходимого графика полива; полив больших площадей без ручного труда.
 
Агломерат - в геологии – рыхлые скопления неправильных очертаний обломков горных пород, при цементации образующие брекчии, туфы и т. д.
 
Агора – площадь древнегреческого города, застроенная зданиями для собраний, зрелищными и спортивными сооружениями, торговыми рядами и т.д., центр сосредоточения общественной жизни.
 
Аграф - стилизованный растительный мотив в оформлении садовых партеров XVII-XVIII вв. Обычно имел вид пучка ветвей, листьев, лепестков, исходящих из одной точки у края партера.
 
Агротехническая подготовка территории - в зеленом строительстве - подготовка участков для проведения озеленительных работ; подготовка почвы под посев и посадку в питомнике и на объектах озеленения; устройство газонов; уборка сухостоя; лечение больных деревьев.
 
Агротехнические работы в садово-парковом строительстве – комплекс мероприятий по посадке древесных растений, устройству газонов, цветников, уходу за растениями, формированиюнасаждений. Агротехнические работы выполняются при условии полной подготовки участка в инженерном и агротехническом отношениях.
 
Адвентивные растения - "пришлые" в данной местности.
 
Адсорбент – вещество, способное присоединять к своему поверхностному слою молекулы газа и жидкости.
 
Адресное проектирование в дизайне – проектирование, учитывающее реальную структуру предпочтений разнообразных демографических и социокультурных групп потребителей дизайнерской продукции.
 
Ажурность – свойство, характеризующее количество просветов в кронах как отдельных растений, так и насаждений в целом (имеется в виду группа деревьев, аллея, цветочная композиция и т.д.).
 
Ажурный – сквозистый, прозрачный. Имеет отношение к кроне дерева, надземной части кустарника, полосе насаждений. Это качество часто предопределяет степень замкнутости пространства (напр., в боскете), чёткость восприятия контуров скульптурного изображения на фоне кустарниковой шпалеры и т.п.
 

Айван. Академизм. Акант. Аквапарк. Акведук 
 
Айван – открытая галерея вокруг внутреннего дворика (дворца, культового здания, общественного сооружения и т.д.). Приём был характерен для Ближнего Востока, Средней Азии, но широко используется и в современном строительстве. Сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны.
 
Академизм – стилевое направление, основанное на следовании внешним формам классического зодчества. В более широкой форме – любая канонизация художественных идеалов и принципов прошлого.
 
Акант – архитектурно-декоративный элемент. Имеет вид листа с выемчатым извилисто-зубчатым краем. Располагается в капителях, модильонах.
 
Аквапарк – парк развлечений, главным образом, на основе водных аттракционов. Обычно под стеклянным перекрытием, гарантирующим возможность всепогодного функционирования.
 
Аквариум – водоем, специальный сосуд с водой, с прозрачными стенками, предназначенный для содержания водных животных и растений. Небольшие аквариумы, обычно переносные, устраиваются в интерьерах школ, учреждений, квартирах, детских садах и т.п. Применимы также в садах и парках. Аквариумы специального назначения – зоопарк, сад-океанарий и т.д.
 
Акведук – мост для перевода канала или трубопровода через овраг, ущелье. Как элемент декоративного оформления введен в романтические сады второй половины XVIII века.
 
Акклиматизация – приспособление растений к непривычным для них климатическим условиям (напр., кипарисов в Крыму).
 
Аксессуар. Акцент. Аллегория. Аллелопатия. Аллея
 
Аксессуар – вспомогательная деталь; часто объект не растительного происхождения, который включают в композицию или только помещают возле нее. Аксессуар может быть функциональным (напр., свеча) или декоративным (напр., статуэтка).
 
Акцент - в ландшафтном дизайне - подчеркивание детали (группы деревьев, дерева или кустарника) в общей пейзажной картине. Акцентирующей деталью пейзажа может быть также скульптура, беседка и любая другая архитектурная форма. Различают акценты цветовые, тональные, ритмические, пространственные и т.д.
 
Аллегория (гр. аllegoria – иносказание) – выражение отвлечённого понятия при помощи конкретного образа. Прием Аллегории широко использовался в садово-парковом искусстве прошлого (напр., в фонтанах Петергофа, в скульптурных комплексах Павловска). Особое значение имели пейзажные Аллегории (старое дерево в окружении молодой поросли – неизбежность смены поколений, растущие рядом на лесной поляне два дуба – дружба, сросшиеся ветвями береза с дубом – любовь и т.д.).
 
Аллелопатия – взаимовлияние растений различных видов.
 
Аллея - транспортная или пешеходная дорога, обсаженная регулярными линейными посадками деревьев, кустарников или их группами в определенном ритме, образующая ограниченное пространство, направленное на фокус или доминанту композиции. Ширина Аллеи устанавливается в зависимости от назначения и посещаемости объекта. Для усадебных парков были характерны Аллеи со сближенными до 1,5-2,0 м деревьями в рядах, образующих как бы «готический» свод. Аллеи различаются не только по ширине, но и по дендрологическому составу (липовые, березовые, сосновые и т.д.), конфигурации (прямые и изогнутые, кольцевые, лучевые и т.д.), протяженности, композиционной значимости и другим признакам.
 
Аллювиальные слои - осадочные отложения в виде намывных слоев, накапливающиеся на суше под влиянием действия текучих вод.
 
Аллюзия. Алтан, Альтанка. Альпийский сад. Альпинарий. Альсекко
 
Аллюзия (фр. allusion – намёк) - стилистическая фигура, форма, выражение и т.д., являющееся намёком на широко известное историческое событие или произведение искусства.
 
Алтан, Альтанка (устар.) – 1) открытое гульбище на крыше здания или под лоджией, обычно окружается сквозным парапетом или балюстрадой, 2) садовое сооружение легкой ажурной конструкции, на опорах, обсаженное лианами. Начало применения восходит к паркам эпохи барокко. Служит для отдыха, защиты от солнца, дождя, может играть роль художественного акцента в пейзаже. Часто располагается на возвышении. См. также Беседка.
 
Альбедо – способность поверхности отражать солнечные лучи, измеряется обычно процентах. Имеет практическое значение при выборе разных материалов, напр., для замощения площадки, влияет на микроклимат участка.
 
Альпийский сад. Сад называется «альпийским», когда он расположен на естественном каменистом склоне.
 
Альпинарий - каменистый сад, отображающий красоту горного ландшафта и его флору. Для него характерно сочетание низкорослых альпийских растений со скалами, водой. См. также Каменистые горки.
 
Альсекко - это особый вид настенной живописи, созданный специальными красками, которые предварительно смешивают с известью или растирают с яйцом. Такую живопись обычно применяют на сухой штукатурке. Техника альсекко, сложилась в средние века вместе с фреской и была особенно распространена в Европе в XVII—XVIII вв. От итал. a secco — по сухому.

Ампельные растения. Ампир. Ампли. Амфитеатр. Амфора
 
Ампельные растения - растения с преимущественно вьющимися или ниспадающими стеблями. Выращиваются в амплях. Используются для оформления беседок, трельяжей,
навесов и т. д.
 
Ампир (фр. empire — империя) – архитектурный стиль эпохи Наполеона I (первая четверть XIX в.), опирался на классицизм конца XVIII в. Характерен массивными геометрическими объемами сооружений, парадностью, монументальностью. Декоративные мотивы Апмира ориентируются, главным образом на древнеримские или египетские образцы, часто связаны со скульптурными изображениями военных доспехов, оружия, знамен, венков, гирлянд и т.п.
 
Ампли - подвесные на цепочках емкости (вазоны, корзины) для спускающихся вниз (ампельных) растений.
 
Амфитеатр – зрелищное сооружение в форме эллипса или полукруга со ступенчато расположенными рядами сидений. В парках часто занимает открытые естественные или обработанные склоны холма, украшается скульптурами, стенками из камня, стриженными деревьями.
 
Амфора (греч. аmphoréus) - глиняный сосуд с узким горлом и двумя ручками. Как и многие изделия из керамики, используется для украшения парков и садов.
 
Анаграмма. Анахронизм. Английский партер. Английский пейзажный сад. Ансамбль.
 
Анаграмма - элемент цветочного партера, первые буквы имени или псевдонима. Примеры — партеры парков Vignanello, Castello Ruspoli (Италия).
 
Аналогия – сходство (в определенном отношении) некоторых предметов, подобие явлений, ситуаций, в целом различных.
 
Аналоговое проектирование – проектирование по аналогу, прототипу. Неопределенная ситуация сводится к известному решению сходных задач, при этом результат минимально трансформирует знакомые решения.
 
Анахронизм (гр. аna – назад, chronos – время) – пережиток старины, нечто устарелое, в ландшафте – какой-либо элемент, не вяжущийся с современным окружением. В садово-парковом искусстве явление Анахронизм иногда намеренно вводится в общую картину в целях придания ей исторической, временной «глубины», для создания эффекта «переклички» эпох. Напр., старое дерево, руина.
 
Анаэробы - микроорганизмы, способные жить и развиваться без доступа свободного кислорода.
 
Английский партер. Известен как травяной партер (в отличие от французских цветочных). Иногда обрамлен бордюром. При устройстве английских партеров в основном используется трава и песок. Английский пейзажный сад - ландшафтная композиция, выполненная в приемах подражания и имитации естественной природы, с присущими этой композиции элементами: водоемами, полянами, лугами, группами деревьев и кустарников, рощами, живописно спланированными дорожками и аллеями.
 
Анимизм (лат. аnima –душа) – система фантастических представлений о наличии не только у человека, но и у животных, растений и предметов независимого начала – души.
 
Ансамбль (франц. ensemble - совокупность, стройное целое) – функционально связанная совокупность сооружений, растительности, рельефа, водоемов и других элементов ландшафта, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.
 
Антаблемент. Антик. Анфилада. Аполлон. Аппликация
 

Антаблемент (франц. entablement) - верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз.

Антик – скульптура, керамическая ваза или другое художественное изделие, относящееся к античности. Антик – одно из средств эстетического и семантического обогащения паркового пейзажа в XVII-XIX вв.

Антропогенный ландшафт - участок суши, так или иначе преобразованный деятельностью человека: осушением, вспашкой земли, застройкой и т.п.
 
Антропогенный фактор – фактор, внесенный человеком в природный ландшафт. Оказывает значительное влияние на развитие и сохранение естественных растительных комплексов, а также на проектирование насаждений в условиях населенного места.
 
Антураж – окружение, внешняя среда, фон. Растительные композиции в садах и парках часто являются Антуражем по отношению к находящимся в них архитектурным сооружениям и монументам.
 
Анфилада – ряд обособленных, разграниченных стенами, насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, обычно расположенных по одной оси. Чередование больших и малых полян, лужаек в парках и садах аналогично залам дворца.
 
Аполлон – Бог Солнца, покровитель искусств. Согласно древнегреческой мифологии обитал на горе Парнас, предводительствовал музами. В искусстве паркового пейзажа изображения Аполлона иногда сопровождаются соответствующими Парнасу ландшафтами (скульптуру устанавливают на краю берегового склона, у «истока» ручья, среди «скал»).
 
Апофеоз (гр. apotheosis – обожествление) – торжественное завершение события, в ландшафтном искусстве – заключительная «картина»-пейзаж в конце следования по специально разработанному видовому маршруту-сценарию. Напр., на вершине горы при выходе из затененной аллеи к широкому побережью.
 
Аппликация (лат. applicatio – прикладывание) – способ создания орнаментов, художественных изображений, планов путем наложения на основу (картон, ткань и т.п.) разноцветных кусочков бумаги, фрагментов фотосъемки. Используется на стадии эскизирования, при изготовлении макетов.
 
Аптекарский огород. Арабеска. Аранжировка. Арборетум. Арка
 
Аптекарский огород (травник) – огороженный сад для выращивания лекарственных растений (душистых трав и цветов, овощей, кустарников). Обычно располагался в укрытых от северных ветров местах: у стен монастыря, на южных склонах речного берега.
 
Арабеска – вид сложного орнамента, состоящего из стилизованных листьев, цветов, геометрических фигур, фигурки птиц, животных, иногда и надписей на арабском языке. Размещенные на дворцовых стенах (Альгамбра в Испании) или использованные при оформлении партеров, эстетически взаимодействуют с окружающей их реальной растительностью.
 
Аранжировка – 1) искусство составления букетов из отдельных растений, ветвей, зеленых гирлянд, венков, цветов, листьев и их размещения в вазах и корзинах с целью оформления интерьеров, входов жилы и общественных зданий; 2) конкретный объект, напр., букет, напольная композиция из цветов и т.д.
 
Арборетум – 1) древесный питомник; 2) дендрологический сад, в котором представлена живая коллекция древесных растений из различных зон земного шара, свободно растущих в открытом грунте в данной местности. См. также Дендрарий.
 
Ареал, Ареал распространения (от лат. area - площадь, пространство) - часть земной территории, в пределах которой распространен и проходит полный цикл своего развития данный таксон (вид, род, семейство...). Может быть сомкнутым или разорванным.
 
Аридные виды - растения сухого и жаркого климата.
 
Аридные условия - засушливые условия, когда суммарное количество осадков не превышает 250 мм в год.
 
Арка – тип перекрытия проема в стене или пролете между колоннами, столбами. Характерен полуциркульным или другим криволинейным очертанием. Декоративные арки часто отмечают вход в сад, парк, украшаются лианами, цветами.
 
Аркада. Аркатура. Архивольт. Архитектоника. Асимметрия
 
Аркада (от французского arcade и латинского arcus — дуга) - ряд одинаковых арок, опирающихся на столбы или колонны. Применяется обычно при устройстве открытых галерей. В ландшафтном искусстве тонкие конструкции аркады, увитой зеленью иногда назывались «берсо».
 
Аркадия – греческая провинция, поэтический образ земного рая; в садово-парковом искусстве – место, связанное с покоем, умиротворением и музыкой. Большое внимание уделялось звукам: пению птиц, шуму воды, шелесту листвы.
Аркатура (нем. arkatur) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений.
 
Арматура (лат. armature – снаряжение) – 1) элементы из более прочного материала, включенные в менее прочный материал конструкции для её усиления, напр., стальные прутья в бетоне; 2) комплекс предметов для электроосвещения; 3) совокупность приспособлений для чего-либо, напр., каркас для установки цветочной композиции. Архаизация – преднамеренное подражание древним формам искусства.
 
Архивольт (итал. archivolto) - обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.
 
Архитектоника – соотношение и взаимосвязь несущих и несомых элементов архитектурно-ландшафтной, декоративной композиции, зрительно воспринимаемая устойчивость, надежность, прочность. В декоративной дендрологии означает структуру кроны, определяется её формой, разветвленностью ветвей и побегов, особенностями их расположения.
 
Архитектура – зодчество, искусство проектирования и строительства зданий, сооружений, создание художественно выразительных ансамблей. Архитектура тесно связана с ландшафтным дизайном. Сады и другие объекты подчеркивают и выявляют художественные достоинства архитектурных сооружений, их интерьеров и комплексов.
 
Архитектурная графика – особый вид графического искусства, при помощи которого изображается объект проектирования, реконструкции. С помощью приемов Архитетурной графики выявляются художественные качества объекта и его деталей (например, парковая перспектива, изображение архитектурных форм).
 
Архитектурно-планировочная организация сада и парка – порядок размещения основных центров, функциональных зон, пешеходных и транспортных коммуникаций; композиционная схема, отражающая взаимосвязь искусственных и природных компонентов ансамбля (построек, насаждений, водоемов, скульптуры и т.п.).
 
Архитектурно-планировочное задание – первая стадия проектирования особо важного и крупного объекта озеленения (мемориальный комплекс, крупный городской парк), на который разрабатывается основная планировочная идея и замысел; состоит из ситуационного плана и схемы озеленения города (района), генерального плана объекта, схем инженерного благоустройства, пояснительной записки и сводного сметно-финансового отчета, включая все виды работ.
 
Архитектурный сад - тип сада, в котором преобладают садовые постройки, архитектура и другие искусственные сооружения.
 
Архитектурные элементы парка – здания и сооружения (зеленый театр, танцевальная веранда, читальня, кафе, эстрада, скульптура и др. малые формы), играющие важную роль в общем планировочном решении парка и гармонично сочетающиеся с элементами ландшафта.
 
Асимметрия – сочетание и распределение объемно-пространственных и плоскостных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии, широко используемый прием в пейзажных парках и садах, больших и малых композициях.
 
Ассимиляция – процесс образования органического вещества листьями растений на солнечном свету.
 
Аспект – 1) внешний вид фитоценоза, меняющийся в зависимости от фенологических (сезонны) фаз развития растений, напр., во время цветения, плодоношения и т.д.; 2) в более широком смысле – отдаленный вид местности.
 
Ассортимент – видовой, породный состав различных деревьев, кустарников и травянистых растений, применяемых в ходе проектирования конкретного сада, парка в данной местности.
 
Ассоциация – 1) психологический аспект; 2) естественно сложившаяся и однородная по видовому составу, экологическим связям и другим факторам растительность в пределах некоего ареала (напр., бор – брусничник, ельник – зеленомошник).
 
Атрибутация (лат. attributum – свойство, принадлежность) – определение авторства произведения. В ландшафтной архитектуре иногда затруднено в связи с тем, что парковый ансамбль часто формируется в течении длительного времени, по частям, подвержен естественным изменениям, создается при участии специалистов разного профиля (архитекторы, садоводы, инженеры, дендрологи и т.д.)
 
Атриум. Аттик, Аха, Ах-ах. Ахроматические цвета. Аэросолярий
 
Атриум – окруженный арками, колоннадой открытый дворик, возможно с небольшим декоративным бассейном в центре, теплолюбивыми растениями, скульптурой.
 
Аттик - стенка, над венчающим архитектурное сооружение карнизом (часто завершает триумфальные арки). Может быть украшено рельефами или надписями.
 
Аттрактивность (лат. attraction – притяжение) – привлекательность, способность явления, предмета, а также и определенной композиции «притягивать» зрителя, быстро заинтересовывать его своей формой, видом, содержанием и т.д. Аттракцион – эффектное развлечение в парках (напр., карусель, «американские» горки, колесо обозрения и т.д.).
 
Аха, Ах-ах (устар.) – скрытая в углублении внешняя ограда парка – прием, широко распространенный в XVII-XVIII вв. Раскрытие вида из парка на внешнее ландшафтное окружение (сельскую местность, долину реки и т.д.) было заранее рассчитано, вызывало восхищение. Термин означает также просвет в плотном зеленом массиве, внезапно открывающийся с кольцевой аллеи, идущей по границе сада, парка; неожиданная перспектива на дальние окрестности.
 
Ахроматические цвета – белый, оттенки серого, черный.
 
Ацидофильные растения - это особый тип растений, которые приспособлены к жизнедеятельности в среде с повышенным уровнем кислотности. Такие растения довольно не прихотливы и спокойно растут и размножаются в кислой почве, в отличие от других типов растений. К ацидофильным растениям относятся сфагнум, хвощ и пушица.
Аэрация почвы - естественное или искусственное поступление воздуха в почву.
 
Аэрограф – пульверизатор, с помощью которого на поверхность бумаги (ткани, керамики и т.п.), наносится краска нужной интенсивности. Четкость границ окраски обеспечивается путем расположения на поверхности листов бумаги с соответствующими контурами.
 
Аэросолярий - площадка, оборудованная для приема воздушных и солнечных ванн.
 
Архив записей
Новости сайта
События [10]
Новые статьи [11]
Новые фото [3]
Новое видео [4]
Новый вопрос [2]
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Форма входа
Поиск по сайту
Теги
Друзья сайта
  • Аскобуд
  • GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада
  • Лучшие сайты Рунета
  • Поисковая оптимизация сайтов, раскрутка сайта
  • доска объявлений
  • Статистика









    Copyright MyCorp © 2009 - 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    Использование материалов возможно только с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ССЫЛКОЙ на ресурс.
     
    GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада  Goon Каталог сайтов